Главная arrow Пресса arrow Статьи arrow Интервью Виктора Васильевича Лихачева в программе "Тема недели".
Интервью Виктора Васильевича Лихачева в программе "Тема недели".
Анна Лихачева   

Ведущая - Ирина Мерзлякова.

- Вы и историк, и журналист, и писатель. Какую из этих профессий вы считаете основной?
- Вопрос хороший, как раньше любили говорить. Все они как бы ходят по одному полю. История занимается историей людей, журналистика - их бытом, жизнью, событиями. А писатель пытается, наверно, в своих произведениях показать, что он думает о своем времени, о себе, о том, что его окружает, что бепокоит. Поэтому я не очень разделяю, но сейчас я все-таки больше писатель стал, потому что история все-таки специфическая наука. Я не залезаю в дебри, я пишу о том, что вижу, что знаю. Конечно, мне опыт историка очень полезен, потому что часто это прошлое моей страны, оно тоже возникает на моих страницах. Поэтому, если отвечать коротко на ваш вопрос, все-таки скорее - писатель.

- Как вы им стали?
- Ой, писателями не становятся, ими рождаются, я считаю. Знаете, это может быть долгий разговор, но буквально по пунктикам. Вот, рождается человек. Я считаю, что Бог каждому дает талант, вот каждому. Однажды я в своих странствиях был в деревне. А там был пекарь. Мне сказали - пойдемте, пекаря посмотрим. Я говорю: что я, пекаря не видел? Потом пришел: дедушка, под 80 лет. Я смотрю. Он мне выносит каравай, заворачивает в льняную тряпочку. И что ж вы думаете? Я взял и пошел дальше. И представьте, через 15 дней достал хлеб и не верю своим глазам — он свежий! Нажимаешь — а поднимается обратно! Боже мой! Я решил эксперимент продолжить — через 15 дней прихожу домой — он свежий. И когда через два года я попал в те края, я уже как гамлетовский герой — ведите меня к этому человеку. Вы понимаете? А мне говорят — помер дедушка. А хлеб? - Из города привозим. Нет сравнения.

Почему я это говорю? У этого человека был дал хлебопека. Дар, который он, к сожалению, никому не передал. Я в жизни много чего не могу — я не могу водить машину, я не могу запоминать какие-то математические вещи. Но я с детства... - научился читать в 3 года, любил сочинять истории, сначала для дворовых ребятишек, потом придумывал какие-то фантазии, что-то писал. Но это было все игра, наверно. А вот потом, вдруг... у меня в роду все учителя — отец, мать, дяди, тети, сестра, жена — все, зять — и я стал учителем истории. И наверное я должен был бы им стать. Но судьба, наверное, нас все-таки ведет. И в один прекрасный день был переходный этап, когда я стал журналистом. Помимо своей воли. Это разговор долгий, не буду рассказывать.

А потом, вдруг, - это случилось году в 82-ом — мы ехали, это была обычная поездка — тогда родился писатель Лихачев. Мы ехали в обычную поездку, и вдруг мои друзья, которые со мной были — фотокор, шофер, я был за старшего — газетчики, в колхоз какой-то ехали или на шахту. И один говорит — а давайте заедем к моим родичам в деревню — деревня замечательная — там озеро, там пруд, там бабушка, там чудо есть. Мы отдохнем — 20 с лишним километров — крюк небольшой. И вы знаете, я впервые сделал открытие — нет ничего интереснее человеческого лица. Оно было близко-близко: он сидел впереди меня и рассказывал свое детство. И буквально за одну-две минуты его лицо претерпевает три разных состояния. Сначала, такое, знаете, - вот как ребенок ждет подарка, потом какое-то недоумение, как будто облачко легло на землю — тень от облачка. А потом вдруг такая тоска в глазах. И я посмотрел, куда он смотрит — подъехали и я увидел, что вместо деревни голое поле. Только несколько кустов шиповника. Он вышел — я понимал, что творится в его душе — мы молчали, он долго курил... Потом зашел обратно — сказал: Ребят, простите, я задержал вас. А меня какая-то сила ночью подняла и я написал рассказ «Шиповник». Он и документальную основу имел, и вымысел. Так и все время теперь пишу — основа из жизни, но дальше фантазия. К моему удивлению, рассказ, в моей газете опубликованный, на ура приняли люди. И я должен был дальше писать, но я замолчал на 16 лет. Потому что — так получилось, - опять-таки, никогда не говори никогда, в этой жизни всякое случается, но... Приехал критик из Москвы и похвалил мой рассказ очень сильно на каком-то семинаре. Я там не был, но он сказал фразу — я был гордый, молодой. Он сказал: а Лихачеву передайте — мальчик талантливый, но пусть не подражает классикам. Мой друг там был, сказал — какому классику подражает Лихачев? А я когда ночью писал рассказ, в лихорадочном таком состоянии — я никому не пытался подражать. Он вдруг говорит — Распутину. Вот зрители постарше меня поймут — дело в том, - теперь-то я понимаю того человека. Он по аналогии — Валентин Распутин — замечательный русский писатель, который написал такую вещь, как «Прощание с Матерой» - там происходит сюжет в том, как деревня умирает, да, с лица земли уходит. Критик посмотрел — мальчик городской, 20-летний, пишет о том, как умирает русская деревня. А я тогда был гордый и сказал — больше писать я не буду. Ну а потом были странствия по России, и потом была жизнь, разная, и эмоции, впечатления, встречи - их было столько! И это был 98-ой год, журнал «Наш современник», первая публикация моих четырех рассказов, причем я отдавал их туда, даже не зная, кому отдаю. Мне сказали, что я был первый человек за 15 лет, который отдавал туда рассказы, даже не напечатанные на машинке — их публиковали. А потом я решил написать большой роман — о странствиях, о жизни, о любви — обо всем, о России, самое главное. Ну и написал. Называется он «Кто услышит коноплянку?» Считается, что тогда я состоялся как писатель.

На самом деле я очень сентиментальный человек, для меня очень важна, скажем так, традиция. И я родился в Тульской области, рабочая, шахтерская область. А вот родители мои родом из Тамбовской области, Староюрьевский район. Я помню с детства поездки к бабушкам, там причем в одном огромном селе — в Тульской области села — если есть 20 домов, то это уже большое село. А здесь села есть по нескольку сот домов. И вот я ездил к бабушкам, к дедушкам — в книгах, кстати, впечатления от этих поездок есть. И я могу сказать, что сохранил тепло вот этих поездок, и когда было у меня самое первое путешествие — могу сказать, что это путешествие начиналось именно с Новоюрьева, это село Староюрьевского района, Сосновка, потом был Моршанск, потом была Рязанская область, потом я себя почувствовал богатырем: вот стоит такой богатырь на перекрестке дорог — направо пойдешь — во Владимир попадешь, прямо пойдешь - в Рязань, налево — какие названия! - Лебедянь, Красивая меча, Куликово поле, Ясная Поляна, Бежин луг. Россия — литературная, культурная, историческая — Бородино, Москва, в конце концов. Вот это был мой первый поход. А потом, много лет спустя, я сделал уже поход специально по тем местам Тамбовской области, которые я не знал. И я впервые пошел из Кирсанова, - знаете райцентр такой — пошел по Вороне. Почему именно оттуда — потому что я очень люблю поэта Боратынского — нашего с вами общего земляка. Больше того, я знаю — выходили потом и в Тамбове и в газетах мои интервью — я рассказывал забавный случай — искал дом Боратынского и не нашел. Но в знак почитания я на том месте заночевал, даже отказался от ночлега в каком-то доме, я спал под открытым небом на том месте, где стоял дом Боратынского. Потом была дорога по Вороне, по совершенно изумительным местам. Я впервые узнал, что, оказывается, деревья могут расти из воды. Я этого никогда не видел. Я там плавал. А потом, вдруг, вот я честно признаюсь, у меня было очень жаркое лето, было очень далеко идти — на Мичуринск, на Знаменку, туда опять к Богоявленску, Староюрьеву. И я думаю — до Уварова дойти или не дойти? И я вот шел, шел, и все-таки повернул на Инжавино. Каюсь. Поэтому, когда я, например, узнал здесь людей, которые потом (мне очень много пишут, и среди моих читателей оказались люди из Уварова) - мы списались, и вот я рад, что все-таки все сбывается, и я, пускай не пешком, пускай в поезде Москва-Камышин, но все-таки я смог доехать сюда и очень тому рад на самом деле.

Как вам сказать, чтобы не прозвучало хвастовством — вот я еще в свои годы ни разу не был заграницей. И не хочу. Десятки вариантов — я работаю сейчас еще, писательство не кормит в наше время — журналистом в Дубне, Подмосквовье. Приходит, например, разнарядка какая-то, есть возможность поехать например, в Бельгию, в Брюссель, на какой-то конгресс. Спокойно, я не еду. Мне неинтересно, мне интересна Россия во всех ее проявлениях. Особенно люди. Не могу сказать, что это только эмоции — ах, такие розовые, я иду, умиляюсь цветочками. Я все вижу. И, к сожалению, и пьянство наше, и жизнь нашу, и несправедливость социальную, которая есть, но это все жизнь, и оттуда рождаются потом книги, которые я ... стараюсь выразить в них то, что я увидел, ну и себя, конечно, тоже.

Боюсь сбиться на пафос. На самом-то деле это очень много. Потому что есть обратная связь — вот я сейчас пешком меньше хожу, в основном, езжу. Вот сегодня у меня будет 304 встреча. 304 встречи за 6 лет, пять с небольшим. Представьте себе, какая география? Да? От Южного моря до Северного, от Иркутстка до Белоруссии. И теперь я приезжаю — и вот другой плюс. Вот раньше я проходил — прихожу в неизвестный город, ну и раньше сначала зайду, конечно, в редакцию, зайду в музей. Могу заночевать в гостинице где-то, кто-то меня приютит. Но часто в воскресенье гостиницы закрыты, или например, не работает музей вместе с библиотекой. А теперь я приезжаю, стараюсь посвятить себя общению с людьми. И писатели дарят свои книжки, есть замечательные поэты, у меня книга «Единственный крест» - там около десятка двух стихов, я люблю поэзию. Если, например, у меня в «Коноплянке» - стихи классиков, русских, не русских, от Бернса и японцев до Пушкина. А вот здесь у меня только Пушкин и стихи совершенно неизвестных поэтов — которые есть в России, в том числе одна тамбовская поэтесса. Вот это для меня очень много. И плюс — поездки. Если побываете сегодня на встрече, расскажу пару встреч — такие истории, уже готовые, рассказы можно даже не сочинять, они уже просятся после этих встреч. И плюс третий момент , очень важный. Я не вампир, я наоборот, стараюсь отдавать — но чем больше отдал, тем больше взял. Когда встречаешься с людьми, ты их тепло ощущаешь — иной раз думаешь — Господи, опять переться с рюкзаком, с книгами, по этим вокзалам, ну нет сил, все. А потом проходит один-два дня — и тебе уже не хватает, как наркоману, чего-то. Понимаешь - тебе нужно идти на эти встречи. Поэтому когда впервые поступило приглашение и в Уварово приехать, я с удовольствием отправился.

- Мистический реализм немножко предусматривает какй-то приоритет чего-то над чем-то. Я получаю очень забавные письма. Пишет мне женщина — уважаемый Виктор Лихачев! Вы так здорово описываете природу русскую — я так читаю, с таким удовльствием, - да плюньте на эту церковь, на эту мистику, православие, зачем вам это нужно? Другая женщина пишет или мужчина — Виктор Васильевич! У вас такие потрясающие мистические моменты, я их читаю, и вот все пейзажи — они так отвлекают от основной темы. Я понимаю, что сколько... Помните, как в замечательной басне Михалкова-старшего — про художника-слона, который пытался нарисовать картину. Сделали друзья замечание — один сделал такой мазок, другой такой, и получилась галиматья. Я считаю, что я пишу как дышу. Помните Окуджаву? Каждый пишет, как он дышит, и так далее. То есть я пишу — и я считаю, что там можно найти и философское размышление, там даже есть у меня символизм, который начала того века был, например, символические фигуры там точно есть, там есть даже детектив. Но и мистика есть, она со мной по жизни. Я вот например, на встречах рассказываю, расскажу сегодня, как в жизни со мной такие случаи происходили — я иначе объяснить, как мистикой, просто не могу. Поэтому я как-то считаю, что работаю на стыке всех-всех жанров, которые есть. Каждый что-то для себя найдет, конечно. Я, например, знаю, что есть люди, всерьез размышляющие о философии. У меня есть откровенно философские куски, но я стараюсь, чтобы это было не назидание, не упор. Но эта книга в любом случае — и "Коноплянка", и "Крест" — они серьезные, "Возвращение на мару"... то, что я написал. Они заставляют человека думать, это самое главное. А как назвать? Помните, как говорят, хоть назовите меня... только в кузов не кидайте, не посылайте. Так что это второе все. Для критиков. А я считаю, что главное, чтобы книжка дошла до читателя. Ее читают — вот сейчас у меня вообще потрясение — я как-то сам издавал, распространял, сейчас вот в октябре того года издательство одно московское выпустило 20 тысяч! Представляете, по нашим временам — тираж 20 тысяч «Коноплянки» - она исчезла вот уже сейчас. Сейчас идет еще раз 20 тысяч переиздание. То есть для меня это высшая похвала. Говорят, такого быть не может, 3 тысячи — сейчас уже раскрученным считают. Я же ведь, повторяю — это не хвастовство или жалоба — меня не увидите по телевизору, я немножко писатель считаюсь такой, патриотически направленной ориентации — я не тусуюсь, я не хожу к критикам, не заказываю статьи, то есть меня знают только от лица — от человека к человеку. Один прочитал — сказал другому, третий — четвертому, четвертый — пятому. Только так. То есть на одной людской молве. И поэтому для меня это очень дорого, что читают.

Поиск... Некогда поиском заниматься. Пять дней в неделю журналистикой хлеб насущный зарабатываешь, два дня в неделю ищешь кусочками, урывками, чтобы писать книгу — тем более, есть писать о чем, о том, что я увидел за эти годы, что прочувствовал, что сейчас чувствую. И я думаю, что сейчас это получится, надеюсь, книга будет не менее интересна читателям, чем прежняя. Но я продолжаю, есть уже предварительное согласие мое тому же издательству отдать эту книжку, которое выпускало эту — если все будет нормально. Если все будет нормально, к маю я сподоблюсь уже отдать рукопись. Там уже дальше технический процесс, сколько он длится будет. Но, надеюсь, что все будет хорошо.

- Что бы вы пожелали зрителям и вашим читателям?
- Здоровья. Это немаловажно в наше время стрессов и страстей, как пелось в песне. Мы все загнанные, мы все спешим куда-то, иной раз остановиться, желаю подумать о смысле жизни, ради кого мы живем, кого мы любим. Желаю благополучия, разумеется. Желаю себе, чтобы сегодняшняя встреча в библиотеке была не последней. Желаю, чтобы книги, которые есть в вашей библиотеке, были востребованы вашими земляками. Ну и желаю, чтобы эта встреча не была последней в том числе и в вашей студии.