Главная arrow Пресса arrow Статьи arrow Один час со счастливым человеком
Один час со счастливым человеком
Псковская Правда   

Он так и сказал: «Я счастливый человек». И спохватился - сплюнуть, чтоб не сглазить. Но тут же передумал: «Уже свершившееся - счастливый. А дальше, как судьбой будет предрешено».

Так говорил Виктор Лихачев на встрече с читателями в районной библиотеке, на презентации своей новой книги. В одном переплете - два разных романа – «Единственный крест» и «Возвращение на Мару». Разных и в то же время схожих, потому что написаны одним автором. И еще схожих тем, что герои того и другого путешествуют по родному краю Среднерусской равнины, встречаются с необыкновенных судеб современниками, с их участием познают богатое прошлое нашей родины.

Это была вторая встреча дновцев с писателем и журналистом из подмосковной Дубны Виктором Лихачевым. В читальном зале сидели его жена Аня и дочь Маша, которые вместе с ним в отпуске путешествуют по уже знакомым автору местам. Накануне были в Старой Руссе, завтра поедут в Порхов, потом во Псков... Виктор Васильевич рассказывает о своих книгах, читает любимые стихи, без которых не мыслит своей жизни и творчества, бренчит на гитаре, и дочь подпевает ему чистым, как родничок, голосом. Каждый из зрителей может стать обладателем новой книги с автографом автора. И надо не пропустить этот момент, а то вот кто-то спрашивает: «А «Коноплянки» у вас нет?» Он с сожалением разводит руками: «Разошелся уже и дополнительный тираж». Книга должна жить, как можно скорее обретая своих читателей. Вот почему В. Лихачев не ждет, когда приглянется она кому-то в магазине, а сам везет свое детище в люди - к тем, о ком она и для кого написана.

И свой первый роман «Кто услышит коноплянку» (а были еще ранние сборники рассказов) прошлой осенью Виктор Лихачев привез в том числе и в Дно. Тогда он появился в библиотеке с обычным рюкзаком, в котором лежало несколько экземпляров «Коноплянки». Пока собирались к назначенному времени читатели, гостеприимные хранительницы печатной мудрости угощали его чаем, знакомились. А потом и все подоспевшие слушали автора. Не заметили, как пролетел час, и второй пошел. Свою любовь к персонажам «Коноплянки» Виктор Васильевич незаметно передал читателям. И захотелось своими глазами пробежаться по выстраданным им строкам. Убедиться, как это удалось неизлечимо больному городскому жителю исцелиться путешествием и дорогой - от деревни к деревни, вдоль рек и озер, встречами с мудрыми русскими людьми, которые живут не накопленным богатством, а красотой души.

Виктор Лихачев рассказывал тогда о мастере, который пек замечательный хлеб - невозможно было примять каравай и не черствел он очень долго. У него блестели слезинки в глазах при упоминании о трагической судьбе девочки-художницы, которую страдания сделали мудрой. И символ жизни - неприметная серенькая птица-коноплянка - несет радость путнику в поле и лесу своим необыкновенным пением.

Кстати, с необычным человеком познакомился писатель и на дновской земле. Это болельщик футбольной команды «Торпедо», который пришел на встречу с автором, чтобы поспорить. В «Коноплянке» фанатов этой команды называют торпедонами. «Что-то не слышал такого», - возражал наш земляк, который с детских лет читает газету "Футбол" и много чего может сам рассказать писателю. Они подружились и полгода общались через электронную почту и таких же фанатов "Торпедо".

В новом романе Виктора Лихачева «Единственный крест» опять дорога зовет всех вдаль, вслед за главным героем. Вместе с ними мы оказываемся в заказнике, где сохраняют популяцию волков, заходим в музей кацкарей (такая же самобытная народность, как сету на Псковщине), читаем проницательные стихи малоизвестных поэтов, на свои зарплаты издающих тоненькие книжечки в районных типографиях.

Иногда задумываешься, где тут правда, а где легенда. Как вот в главе тридцать второй «Журавли» - когда отлетающий клин останавливается над людьми, возводящими громадный крест на месте порушенной когда-то церкви; и пока люди вкапывали этот крест, птицы перестроились и кругом летали над ними, потом выровнялись снова в клин и с печальным зовом продолжили свой путь. Или старинный обряд похорон, когда человек сам предчувствует: «Устал я что-то. И жить-то не хотца. Умирать вот надумал». Придет домой, поставит в переднем углу лавки, постелет полотенце и ляжет «под иконами, в русской рубашке»... Каждый из трех похоронных дней имеет свое значение, свой смысл. Не только священник придет его «соборновать», но и все знакомые-близкие будут прощаться с плачем и печальными песнями.

Читать Виктора Лихачева «запоем» не получается. На страницах его книг такой громадный объем познавательной информации, что сразу всего и не переварить. Подумать хочется, к себе примерить те житейские истории.

А вот «Возвращение на Мару», где герой снимает проклятье с душ живших в деревне Мара язычников-предков, захватывает и каждой страницей торопит: дальше, дальше что будет?

Ну да что пересказывать, книги читать надо. В библиотеке, где мы этим летом вновь встречались с Виктором Лихачевым, эти книги есть. Они ждут читателей и разочароваться не дадут. Ведь написал их счастливый человек.

Источник: Псковская Правда